«Пиковая дама»

ГлавнаяРепертуарОперы«Пиковая дама»

«Пиковая дама»

«Пиковая дама»

Пётр Чайковский
Либретто Модеста Чайковского
по мотивам одноимённой повести Александра Пушкина
Опера в 2-х действиях
В режиссёрской версии Александра Тителя

Продолжительность спектакля с учётом антракта: 3 часа

Режиссёр-постановщик – народный артист России Александр Титель
Дирижёр-постановщик – народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Художник-постановщик – заслуженный деятель искусств России Станислав Морозов
Художник по костюмам – Елена Степанова
Балетмейстер-постановщик – заслуженный артист России Юрий Васюченко
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Хормейстер детского хора «Жемчужины Одессы» – Лариса Гарбуз


Члены постановочной группы

Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш

Зав. балетной труппой - заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук

Педагоги-репетиторы – народная артистка Украины Наталия Барышева, народная артистка Украины Елена Барановская, народный артист Украины Михаил Петухов, заслуженный артист Украины Юрий Карлин, заслуженная артистка Украины Нина Стоян 
Ассистент балетмейстера – Майя Мамлеева 

Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Марина МариничНаталья РусинякВероника СтрукЛариса Хороленко Лолита Григорян, Лия Чибалашвили, Инна Шведенко, Анастасия Марушко, Юлиан Шумаков
Режиссёры, ведущие спектакль – Наталья Григор, заслуженный работник культуры Украины, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчик, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева


Главный дирижер театра - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ
Главный режиссёр театра – Оксана Тараненко
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко

 

О режиссёре Александре Тителе

Народный артист России (1999),
лауреат Государственной премии СССР (1987), профессор.

В 1980 году закончил ГИТИС им. Анатолия Луначарского (ныне – Российская Академия Театрального Искусства) по классу народного артиста РСФСР Льва Михайлова (специальность «оперная режиссура»). 

После учебы был приглашён на должность главного режиссёра Свердловского (ныне – Екатеринбургского) государственного академического театра оперы и балета, где проработал 11 сезонов. «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Пророк» Владимира Кобекина, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха были лучшими спектаклями, созданными режиссёром Александром Тителем и дирижёром Евгением Бражником на сцене театра.

С 1991 года Александр Титель является художественным руководителем и главным режиссёром оперной труппы Московского академического музыкального театра им. Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.

Осуществленные им постановки оперных спектаклей «Богема» Джакомо Пуччини (1997), Così fan tutte («Так поступают все») Вольфганга Амадея Моцарта (2007), «Гамлет (датский) (российская) комедия» Владимира Кобекина (2010) удостоены Национальной театральной премии России «Золотая маска» за лучшую режиссуру.

Александр Титель осуществил около 50 постановок в России и за рубежом. В частности, это русская оперная классика («Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Петра Чайковского, «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича, «Обручение в монастыре», «Игрок», «Война и мир» Сергея Прокофьева) и шедевры западноевропейских комопзиторов («Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, «Травиата», «Эрнани» и «Набукко» Джузеппе Верди, «Богема» Джакомо Пуччини, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Сельская честь» Пьетро Масканьи, «Паяцы» Руджеро Леонкавалло, «Кармен» Жоржа Бизе).

С 1992 года Александр Титель ведет активную педагогическую деятельность на факультете музыкального театра Российской академии театрального искусства. Спектакли, которые поставили под его руководством выпускники вуза, были включены в репертуар Московского академического музыкального театра. 

Действие первое

Первая картина. Петербург. Летний сад.

Офицеры Сурин и Чекалинский обеспокоены поведением своего приятеля Германа, который каждый вечер проводит время в игорном доме, но не принимает участия в игре.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман признается, что влюблён в девушку, имени которой он не знает, но ему известно, что она наследница богатого знатного рода и поэтому не может быть его женой.

К компании офицеров присоединяется князь Елецкий, который сообщает о своей скорой женитьбе. Герман расспрашивает его о невесте. Елецкий указывает на Лизу, сопровождающую Графиню во время прогулки. Герман потрясен, ведь невеста князя и есть его возлюбленная.

Томский рассказывает мистическую историю о тайне трёх карт, которую граф Сен-Жермен некогда поведал Графине, страстной картёжнице. Беспроигрышные карты помогли «московской Венере» вернуть состояние, но плата за тайну – смерть от «третьего, кто, пылкою страстью горя», придёт к ней узнать эти карты.

Летний сад опустел. Начинается гроза, но буря не страшит Германа – он клянётся, что Лиза будет принадлежать ему, или он умрет.

Вторая картина. Комната Лизы в доме Графини.

У Лизы собрались подруги. После их ухода, оставшись одна, девушка поверяет ночи свою тайну: она влюблена в таинственного незнакомца.

Неожиданно на балконе появляется Герман. В нём она узнает своего избранника. Он признаётся Лизе в любви. Раздаётся властный стук в дверь – Графиня сама приходит к Лизе узнать причину шума, нарушившего её покой. Герман успевает спрятаться. Увидев Графиню, молодой человек решает, что должен узнать тайну трёх карт. На мгновенье любовь к Лизе отступает перед желанием проникнуть в тайну выигрыша.

Графиня уходит, и Герман снова говорит Лизе о своей любви. Девушка покорена силой его чувства и произносит слова ответного признания.

Третья картина. Бал.

Елецкий, встревоженный холодностью Лизы, уверяет её в своей любви. Но Лиза уклоняется от объяснений.

Герман получает от Лизы ключ от потайной двери дома Графини. Путь в комнату девушки лежит через спальню Графини. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты. 

Действие второе

Четвёртая картина. Спальня Графини.

Одержимый желанием узнать тайну трёх карт, Герман решает остаться в спальне и добиться от Графини ответа.

Вернувшись с бала, Графиня вспоминает прошлое – блестящие балы в Париже, успех и признание. Внезапно появившись перед ней, Герман просит открыть ему тайну, но Графиня молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать заветные карты. Графиня умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мёртвую Графиню, она восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!».

Пятая картина. Комната Германа в казармах.

Он читает письмо Лизы, где она назначает ему свидание на набережной.

Мысли об умершей Графине преследуют Германа. В бреду ему является её призрак. Она приказывает Герману жениться на Лизе и называет ему три выигрышные карты – тройку, семерку, туз…

Шестая картина. Набережная Зимней канавки.

Лиза надеется, что Герман развеет её подозрения в умышленном убийстве Графини. Появляется Герман. На мгновение ей кажется, что счастливее их никого нет. Но, одержимый мыслью о трёх картах, Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

Седьмая картина. Игорный дом.

В разгар игры появляется Герман. Дважды подряд, предлагая крупные ставки, он выигрывает. Игра продолжается. На сей раз против Германа играет князь Елецкий. И вместо беспроигрышного туза в руках у Германа оказывается дама пик. Герману мерещится призрак Графини. Молодой человек не в силах перенести потрясение. В безумии он стреляется. В последнюю минуту в сознании Германа возникает образ Лизы. С её именем на устах он умирает. 

Действующие лица и исполнители

ГЕРМАН (тенор) – заслуженный артист Украины Валерий Бендеров, Николай Суббота
ЛИЗА (сопрано) – Анна Литвинова, Инга Мартынова, Наталья Павленко
ГРАФИНЯ (меццо-сопрано) – народная артистка Украины Валентина Васильева, заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, заслуженная артистка Украины Елена Стародубцева
ГРАФ ТОМСКИЙ (в интермедии - ЗЛАТОГОР) (баритон) – Александр СтрюкИван Фляк, Вадим Черниговский
КНЯЗЬ ЕЛЕЦКИЙ (баритон) – заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин, Василий Добровольский, Александр Стрюк
ЧЕКАЛИНСКИЙ (тенор) –Сергей Красных, Дмитрий Михеев, Андрей Перфилов, Валерий Регрут
СУРИН (бас) – Дмитрий Павлюк, Дмитрий Себов, Виктор Шевченко
ЧАПЛИЦКИЙ (тенор) – Сергей Красных, Андрей Перфилов
НАРУМОВ (бас) – Дмитрий Себов,
ПОЛИНА (в интермедии - МИЛОВЗОР) (контральто) – Марина Годулян, Екатерина Цымбалюк, Таисия Шафранская
ГУВЕРНАНТКА (меццо-сопрано) – Зореслава Долгая, Наталья Каданцева, Ирина Репетій
МАША (сопрано) – Алина Ворох, Анастасия Голубь, Надежда Сычук
ПРИЛЕПА (сопрано) – Алина ВорохАнастасия ГолубьНадежда Сычук
РАСПОРЯДИТЕЛЬ (тенор) –  Дмитрий Михеев, Виктор Музычко, Андрей Перфилов

Танцы в интермедии:

ИСКУСИТЕЛЬ – Виктор Пелих, Ростислав Янчишен
Екатерина Бартош, Людмила Грекова, Полина Елфимова, Лилия Иванова, Анна Тютюнник, Мария Фесенко, Елена Ярчук, Станислав Варанкин, Иван Кондратьев, Александр Коряковский, Александр Костенко, Иоанн-Мариан Нагорный

Исполнители в ближайшем спектакле

Состав исполнителей 11 декабря:

Дирижер - народный артист Республики Молдова Александру Самоилэ

 

 

Пресса – о спектакле

Одесское облрадио: «Встреча для вас – опера «Пиковая дама»

Эфир от 20 октября 2013 года. Автор и ведущая - Ирина Сечковская.

Слушать 


Газета «Вечерняя Одесса»: «Пиковая дама» снова на одесской сцене

«Одесский национальный академический театр оперы и балета провел два премьерных спектакля оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Эта жемчужина оперной классики в различных прочтениях возникает в репертуаре нашего театра».

Читать полностью


Клуб журналистов «ЯТЬ»: Возвращение «Пиковой дамы»: три карты и немного мистики

«Кажется, что вся эта история – не более чем злая шутка, партия в штоссе, разыгранная исполнителями воли Бога, которые вместо карт использовали судьбы Лизы, Германа, Графини».

Читать полностью


«Одесский вестник»: «Рок мечет, я играю…»

«Премьера «Пиковой дамы» на одесской сцене отнюдь не стала очередной банальной иллюстрацией классического произведения. Театр, сохранив профессиональные каноны, предложил ценителям оперы современное прочтение и Чайковского, и Пушкина».

Читать полностью


OperaNews.Ru: «Ненафталинная классика»

«В спектакле Тителя практически нет головоломок: это не ребус для интеллектуалов, но живой театр, где главенствует чувство, эмоция, порыв, одержимость – то есть все необходимые компоненты оперы Чайковского. Основные ходы режиссуры читаются свободно, заставляя зрителя погрузиться в удивительный мир оперы, сопереживать ее героям – такие качества сегодня редко попадаются на оперной сцене, где господствуют ничего не дающие ни уму, ни сердцу заковыристые загадки. Постановка Тителя счастливо избегает этой моды, давая собой прекрасный образ именно музыкальной режиссуры».

Читать полностью


Радио «Орфей»: Премьера «Пиковой дамы» в Одессе

Радио «Орфей», Российский государственный музыкальный телерадиоцентр. Автор и ведущий программы «Оперные страсти» Николай Рыбинский – о премьере оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» (режиссёрская версия народного артиста России Александра Тителя) в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета. Эфир от 10 ноября 2013 года.

Слушать

Видео