ГлавнаяРепертуарОперы«Севильский цирюльник»Джоаккино Антонио Россини

Джоаккино Антонио Россини

Gioachino Antonio Rossini
1792 - 1868

Он звуки льет – они кипят.
Они текут, они горят.
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые…

А. С. Пушкин

«Божественный маэстро» – так назвал великого итальянского композитора Генрих Гейне, видевший в Джоаккино Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру».

Оноре де Бальзак, прослушав «Моисея» Россини, сказал: «Эта музыка поднимает склоненные головы и вселяет надежду в самые ленивые сердца».

Немецкий философ Георг Гегель, приехав в сентябре 1824 года в Вену, решил посетить один из спектаклей Итальянского оперного театра. Прослушав «Отелло» Россини, он написал жене: «Пока у меня хватит денег, чтобы ходить в итальянскую оперу и оплатить обратный проезд, я остаюсь в Вене». За месяц пребывания в столице Австрии философ по одному разу посетил все спектакли театра, и двенадцать раз оперу «Отелло».

Петр Ильич Чайковский, впервые прослушав «Севильского цирюльника», записал в дневнике: «Севильский цирюльник» останется навсегда неподражаемым образцом… Той непритворной, беззаветной, неудержимо захватывающей веселости, какою брызжет каждая страница «Цирюльника», того блеска и изящества мелодии и ритма, которыми полна эта опера, – нельзя найти ни у кого».

Стендаль, бывший свидетелем бешеного успеха итальянского композитора, констатировал: «Слава Россини может быть ограничена только пределами вселенной».

Судьба была благосклонна к Россини во всем: в творчестве, в жизни, в любви и в славе.

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 года в маленьком итальянском городке Пезаро. Родители были музыкантами и гастролировали, поэтому мальчик рос на попечении бабушки. Особого усердия в изучении наук юный Россини не проявил, поскольку мечтал о другом – стать самым знаменитым певцом Италии.

У юного Россини был очень красивый голос – чистейшее сопрано. Его называли «мальчиком с необычайным голосом». Для поддержки семьи двенадцатилетний Джоаккино начал зарабатывать как певчий в церквах Болоньи, а Джузеппе Россини брал сына с собой на гастроли. Оркестрантов поражала легкость, с какой Джоаккино читал ноты, пел и аккомпанировал прямо с листа.

В 1806 году Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где занимался сразу в трех классах – виолончели, контрапункта и рояля. Позже маэстро вспоминал: «Я слишком ясно ощутил, что моя излишне обильная природа не создана для того, чтобы подчиняться постоянному упорному труду, и по этой причине впоследствии любезный падре Маттеи подверг меня анафеме, назвав «бесчестьем своей школы».После окончания лицея восемнадцатилетний Россини полностью отдался сочинению музыки.

Слухи о талантливом юноше-композиторе долетели до миланского театра Ла Скала, и с ним заключили договор на сочинение оперы. В 1812 году в театре Ла Скала была поставлена опера Россини «Пробный камень». Юный красавец, жизнерадостный и остроумный собеседник, к тому же известный композитор (несмотря на свои двадцать лет), Россини сразу же завоевал сердца публики, импресарио, актеров и прекрасных дам.

«Опера эта создала в театре эпоху радости и восторгов; толпы людей прибывали в Милан из Пармы, Пьянченцы, Бергамо и Брешии… Россини стал первым человеком своего края; всем хотелось во что бы то ни стало его увидеть», – писал Стендаль в биографической книге о Россини.

Победа в Ла Скала выдвинула Россини в ряд первых оперных композиторов. За последующие два года были написаны оперы «Кир в Вавилоне», «Танкред» и «Итальянка в Алжире», поставленные во многих театрах Италии. Россини стал настоящим кумиром итальянцев.

В 1815 году Россини приехал в Неаполь. В прошлом у него оставалось четырнадцать опер, в будущем – двадцать пять. Ему только что исполнилось двадцать три года.

В Неаполе среди певцов труппы Барбайя ведущее положение занимала певица Изабелла Кольбран, красавица испанка с редкостным голосом. Молодого композитора настолько пленил талант и красота замечательной певицы, что все последующие оперы, сочинявшиеся для неаполитанских театров, Россини создавал в расчете на ее исполнение. Совместное творчество так сблизило их, что они, в конце концов, поженились.

В 1816-1823 годах одна за другой появляются новые оперы Россини. Лучшие из них вот уже почти два столетия не сходят со сцен оперных театров мира – «Отелло», «Армида», «Золушка», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Аделаида Бургундская», «Эрмиона», «Магомет II», «Семирамида».

Вскоре Россини получил от министра французского королевского двора предложение занять пост директора «Театр Итальен» в Париже. Карьера Россини в Париже была головокружительной. Через два года он получил звание генерального инспектора пения и композитора его величества; в 1827 году ему присвоили почетную должность в королевской свите; затем он стал членом Совета по управлению королевскими музыкальными школами и членом комитета театра оперы.

Последнее оперное сочинение, созданное Россини, – опера «Вильгельм Телль», премьера которой состоялась 3 августа 1829 года.

После этого тридцатисемилетний композитор практически отошел от музыки. Его не раз уговаривали вновь обратиться к сочинению опер, но на все уговоры он отвечал отказом. Почему? Вот уже более ста пятидесяти лет этот вопрос волнует исследователей. Современники называли это загадкой века, окружая сие обстоятельство всевозможными домыслами.

Вскоре после премьеры «Вильгельма Телля» Россини обосновался в Болонье, а в 1855 году вернулся в Париж и там, окруженный всеобщим почитанием, провел последние тринадцать лет жизни.

На вилле Пасси у Россини собирались артисты, литераторы, аристократы, любившие музыку. Так было всегда и везде – двери дома композитора были открыты для всех. Здесь нельзя не сказать еще об одном таланте Россини – кулинара и гурмана. Россини считал высокую кулинарию и прекрасную музыку «двумя деревами одного корня». Сам маэстро увековечил свое пристрастие в фортепианных пьесах: «Четыре закуски» («Редиска», «Анчоусы», «Корнишоны», «Масло») и «Четыре десерта» («Инжир», «Миндаль», «Орешки», «Виноград»).

В течение почти сорока лет жизни, прошедших после создания «Вильгельма Телля», Россини написал множество фортепианных и вокальных миниатюр, большая часть которых объединена под названием «Грехи моей старости».

Композитор создал и два крупных многочастных вокально-симфонических произведения: «Stаbаt mаtег» (1842) и «Маленькая торжественная месса» (1863-1864).

Широко известен вокальный цикл Россини «Музыкальные вечера».

Джоаккино Россини не стало 13 ноября 1868 года.

В 1887 году по просьбе правительства Италии прах Россини перевезли на родину и торжественно захоронили во Флоренции, рядом с могилами Микеланджело и Галилея, великих сынов Италии.


Видео

    Декабрь, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбВс
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031