ГлавнаяРепертуарОперы«Служанка госпожа»
«Служанка госпожа»
МАЛАЯ СЦЕНА «БЕЛЬЭТАЖ»
Джованни Баттиста Перголези
Опера-буффа в одном действии
Длительность спектакля: 1 час
Дирижёр-постановщик – Валерий Регрут
Режиссёр-постановщик и автор сценографической идеи – Оксана Тараненко
Художник по костюмам – Сергей Васильев
Исполняется на русском языке
Члени постановочной группы
Главный дирижер и музыкальный руководитель театра - Александру Самоилэ
Главный хормейстер театра – заслуженный деятель искусств Украины Леонид Бутенко
Руководитель художественного цеха балета - народная артистка Украины Елена Барановская
Главный режиссер театра - Евгений Лавренчук
Главный художник театра - Игорь Анисенко
Зав. оперной труппой театра - заслуженная артистка Украины Наталья Ютеш
Зав. балетной труппой театра - заслуженный артист Украины Гарри Севоян
Зав. режиссёрской частью – Лариса Калашник
Зав. художественно-постановочной частью – Виктор Янчук
Художник по свету – Вячеслав Ушеренко
Концертмейстеры – Лариса Хороленко, Вероника Струк, Игорь Парада, Галина Сергеева, Ольга Плеханова, Наталья Русиняк
Режиссёры, ведущие спектакль – заслуженный работник культуры Украины Наталья Григор, Сергей Красных
Начальник машинно-декорационного цеха – Виктор Мелешко
Художники-гримёры – Елена Васильчук, Евгения Галенко
Костюмеры - Оксана Чабаненко, Галина Чебышева
Об опере
Премьера оперы в Одесском Национальном академическом театре оперы и балета прошла 19 апреля 2013 года
В начале XVIII в. на театральных сценах Европы господствовал жанр оперы-seria – «серьезной оперы». В основе либретто этих произведений лежал запутанный мифологический или сказочный сюжет, события которого передавались речитативами. Свои эмоции персонажи выражали через типичные виртуозные арии. Они с течением времени вытеснили из опер речитативы, и этим свели на нет всю драматургию.
Певцы-кастраты в таких ариях демонстрировали возможности своего голоса, умение импровизировать, а это привело к тому, что опера стала больше похожа на «концерт в костюмах». Опера-seria стала скучной. И, чтобы развеселить публику, между актами начали вводить короткие комические интермедии. Секретом их успеха был развлекательный сюжет, реалистические характеры главных персонажей и мелодии арий, близкие к народным песням.
В качестве такой интермедии к опере того же Перголези «Гордый пленник» создавалась и «Служанка-госпожа». Премьера состоялась в театре Сан Бартоломео 28 августа 1733 года. «Гордый пленник» провалился, а вот интермедия имела огромный успех. Вскоре «Служанку-госпожу» начали исполнять отдельно как одноактную комедию, и именно её считают первой оперой, написанной в жанре buffa («комической оперы»). Настоящую популярность «Служанка-госпожа» получила после того, как странствующие музыканты представили её в 1952 году в Париже.
Именно эта опера положила начало так называемой «войне буффонов» – музыкально-эстетической полемике по вопросам оперного искусства. Она развернулась на страницах газет между сторонниками старой оперной школы и представителями прогрессивной французской интеллигенции. В число последних входили, в частности, энциклопедисты Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Фридрих Мельхиор Гримм. Они усмотрели в «Служанке-госпоже» выражение своих оперных идеалов – правдивости действия, конфликтов, демократизации музыкального языка. Результатом этой войны стало создание жанра французской комической оперы, близкого по стилю к интермедий Перголези.
Краткое содержание
Картина первая
В доме богача Уберто – беспорядок и неразбериха. Слуга Веспоне – лентяй и сибарит, а служанка Серпина так хочет женить на себе хозяина, что думает только о свадьбе.
Поэтому Уберто уже с самого утра нужно приложить немало усилий, чтобы получить костюм и завтрак. Но слабовольному хозяину даже этого не удается: Серпина уже чувствует себя хозяйкой дома и делает только то, что считает нужным.
Девушка нравится Уберто, но её поведение его раздражает. Уберто не знает, что с ней делать и просит Веспоне найти ему жену наперекор служанке. Умная женщина быстро реагирует на ситуацию и решает любым способом влюбить в себя хозяина.
Картина вторая
Серпина применяет весь арсенал женских хитростей, чтобы достичь своей цели. Собрав вещи, она сообщает Уберто, что идёт к жениху (которого на самом деле не существует). Одинокий растерянный человек искренне страдает. Серпина же продолжает свою игру по принципу «что дороже досталось – то больше ценится».
Она уговаривает Веспоне сыграть роль её жениха – грозного военного, который требует за Серпину огромного приданого или смерти Уберто. Немой слуга великолепно справляется со своей задачей. Хозяин, напуганный тем, что несчастной женщине достанется такой человек, да к тому же придётся выложить немаленькую сумму, решает сам жениться на своей симпатичной служанке.
Действующие лица и исполнители
УБЕРТО – Вадим Черниговский, Дмитрий Павлюк, Виктор Шевченко
СЕРПИНА – Алина Ворох, Надежда Сычук
ВЕСПОНЕ – Василий Добровольский, Владимир Муращенко
Исполнители в ближайшем спектакле
Состав исполнителей 13 июня
УБЕРТО – Виктор Шевченко
СЕРПИНА – Надежда Сычук
ВЕСПОНЕ – Владимир Муращенко
Дирижер - Валерий Регрут
О композиторе Джованни Перголези
(1710 - 1736)
Итальянский композитор Джованни Перголези прожил короткую жизнь, но за свой пятилетний творческий путь, начавшийся в неаполитанской консерватории – приюте для детей-сирот, написал большое количество произведений разных жанров. Это порядка десяти опер-seria и опер-buffa, среди них «Олимпиада», «Гордый пленник», «Адриан в Сирии», «Фламинио», «Служанка-госпожа», духовная драма «Святой Вильгельм Аквитанский», музыка к комедии «Влюблённый брат», «Маэстро музыки», «Наказанный ревнивец», а также оратории, мессы, кантаты, духовные произведения Маgnificat и Stabat Mater, более 30-ти трио-сонат, оперные симфонии и увертюры.
Творческое наследие Джованни Перголези заняло достойное место в мировой музыкальной культуре. Ведущий музыковед Тамара Ливанова написала о композиторе: «Молодой современник Баха и Генделя, умерший значительно раньше их обоих, он принадлежал по своей индивидуальностью к другому поколению художников ... Он свободен от старых уз настолько, насколько только может быть свободным художник, он всецело принадлежит новой эпохе».
Премьера 19.04.2013. Фото Юрия Литвиненко
Серпина – Надежда Сычук, Уберто – Вадим Черниговский
Серпина – Надежда Сычук, Уберто – Вадим Черниговский
Серпина – Надежда Сычук, Уберто – Вадим Черниговский
предыдущая 1 2 3 4 следующая
Премьера 19.04.2013. Фото Николая Вдовенко
Видео
- Члени постановочной группы
- Об опере
- Краткое содержание
- Действующие лица и исполнители
- Исполнители в ближайшем спектакле
- О композиторе Джованни Перголези
- Премьера 19.04.2013. Фото Юрия Литвиненко
- Премьера 19.04.2013. Фото Николая Вдовенко