ГлавнаяРепертуарОперыТангейзер (Концертное исполнение)

Тангейзер (Концертное исполнение)

Тангейзер (Концертное исполнение)

Рихард Вагнер
Опера в 3-х действиях
Либретто Рихарда Вагнера по мотивам средневековой немецкой саги  «Состязание певцов»

Продолжительность спектакля с учетом антракта - 3 часа


Члены постановочной группы

Музыкальный руководитель и дирижер - главный дирижер театра - Александру Самоилэ 

Режиссер-постановщик - Оксана Тараненко

Хормейстер-постановщик - заслуженный деятель искусств Украини Леонид Бутенко

Відеография - Виталий Галак

Художник по свету - Вячеслав Ушеренко

Исполнители в ближайшем спектакле

Тангейзер - Александр Шульц

Вольфрам фон Эшенбах - Александр Стрюк

Елизавета - Наталия Павленко

Венера - Татьяна Спасская

Соло в оркестре:

Скрипка – заслуженная артистка Украины Оксана Молдаванова

Альт – Стас Сагдеев

Виолончель – Владимир Аврятов

Арфа – Анна-Мария Филиппова

Флейта – Павел Котовщиков

Гобой – Александр Чупира

Кларнет – Леонид Попов

Фагот – Руслан Васильченко

Валторна – Александр Маглеваный

 

Принимают участие хор и оркестр театра

Действующие лица и исполнители

Тангейзер - Александр Шульц

Вольфрам фон Эшенбах - Гарри Гукасян, Александр Стрюк

Елизавета - Наталия Павленко

Венера - Татьяна Спасская

Соло в оркестре:

Скрипка – заслуженная артистка Украины Оксана Молдаванова

Альт – Стас Сагдеев

Виолончель – Владимир Аврятов

Арфа – Анна-Мария Филиппова

Флейта – Павел Котовщиков

Гобой – Александр Чупира

Кларнет – Леонид Попов

Фагот – Руслан Васильченко

Валторна – Александр Маглеваный

Принимают участие хор и оркестр театра

Об опере

Легенда о рыцаре-миннезингере Тангейзере - средневековом поэте и музыканте, участнике Крестового похода 1228, встречается на страницах немецких литописей уже в XIV - XV вв. Сказание об этой исторически достоверной личности вдохновляло многих деятелей искусства и воплотилось в рассказах братьев Гримм, балладе Л. Уланда, новеллах Л. ТИКА и Г. Гейне. Однако общеевропейскую популярность легенда приобрела после создания в 1845 году оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге».

Рихард Вагнер - выдающийся немецкий композитор-романтик XIX в., музыкант гениальной одаренности, творческое наследие которого оставило глубокий след в истории мирового музыкального искусства. Обладая огромным художественный даром, Вагнер проявил себя не только как композитор, но и как талантливый дирижер, который стал одним из основоположников нового дирижерского искусства, как поэт и драматург - автор либретто всех своих опер, как критик-публицист, создал несколько томов литературных произведений , касающиеся различных вопросов - от политики до искусства, как реформатор оперы - создатель новой музыкальной драмы, кардинально изменил ход развития оперного жанра.

Еще в юношеские годы композитор заинтересовался народной легенде о грешнике Тангейзере, который провел год в царстве Венеры, и в руках которого, вопреки проклятию Римского Папы, в знак божьего прощения зацвел посох. Захватила Вагнера и новелла Э. Т. А. Гофмана «Соревнования певцов», основанная на древненемецком повествовании о соревнованиях известных певцов-миннезингеров, произошедших в Вартбурге в XIII в. Так, в опере Тангейзер стал его участником рядом с реальными историческими фигурами, принимавшими в них участие, среди которых и Вольфрам фон Эшенбах - известный немецкий поэт Средневековья (1170 - 1220), автор поэм о Лоэнгрине и Парсифале, которыми позже Вагнер воспользуется в своих операх. 

Третья легенда, послужившая источником для создания либретто оперы - это история венгерской принцессы Елизаветы, которая стала прототипом главной героини оперы. За свои поступки милосердия и помощи нищим и покинутым, она была канонизирована католической церковью как символ деятельной любви к ближнему. Таким образом, фабула новой оперы и характеры действующих лиц - оригинальные для творений Вагнера-драматурга и поэта. Теперь такой метод переработки и переосмысления поэтических мотивов народных преданий становится для него типичным.

Летом 1842 композитор начал писать сценарий новой оперы, а 4 июля следующего года либретто было полностью закончено. 19 октября 1845, в Королевском саксонском придворном театре Дрездена под руководством Р. Вагнера состоялась премьера оперы. «Тангейзер» удостоился как восторженных похвал, так и крайне резкого осуждения со стороны критиков. Венский музыковед Ганслик, который отнюдь не был поклонником творчества Вагнера, писал: «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет ... Рихард Вагнер, я уверен, крупнейший драматический талант среди всех современных композиторов ».

По инициативе княгини Меттерних в марте 1861 года состоялась премьера оперы в Париже (во французском переводе). Для этой постановки Вагнер ввел в первый акт балет, привычный для французской публики, расширил сцену Тангейзера и Венеры в первом акте и сократил соревнования певцов во втором. Новая премьера ознаменовалась скандалом и парижская редакция «Тангейзера» в театральной практике не закрепилась. По мнению Шарля Бодлера, на это повлияли рутинные обычаи публики, привыкшей воспринимать музыку как фон к своим развлечениям.

«Тангейзер» - романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными процессиями, танцевальными сценами, большими хорами и ансамблями. Это произведение сыграло важную роль в становлении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера, выразившихся в оперной реформе композитора. Она проявлялась в стремлении к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передачи поэтического слова, что привело к опоре на декламационный стиль; возрастании роли оркестра, мотивирующего и объясняющего чувства и ситуации; установлении новых принципов формообразования - сквозных сцен, строящихся на постоянно обновляющемся материале и включающих в себя кантиленные и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые; использовании системы лейтмотивов.

В центре сюжета оперы - история рыцаря Тангейзера, который, несмотря на прекрасную жизнь в царстве богини любви Венеры, стремится вернуться домой. Ни уговоры, ни угрозы Венеры не меняют его решение - Тангейзер идет в мир людей. Он призывает Деву Марию, и при  упоминании её имени, грот Венеры исчезает.

Он встречает соратника по оружию и искусству пения Вольфрама Эшенбаха, который уговаривает Тангейзера присоединиться к рыцарям. Ландграф Вартбурзький сообщает о будущем соревновании певцов. Его племянница Елизавета надеется, что победителем станет Тангейзер, в которого она влюблена. Тема соревнования избрана - участники должны раскрыть в своих песнях сущность любви. Вознаграждением для победителя станет рука Елизаветы. 

Вольфрам фон Эшенбах воспевает возвышенную и чистую любовь. Тангейзер, напротив, исполняет страстный гимн, посвященный Венере. Все возмущены дерзкой выходкой. В его защиту становится только Елизавета. Тангейзеру запрещают возвращаться в родные края, пока он не получит прощение Папы Римского. Вместе с пилигримами он направляется в Рим.

Елизавета молит небеса принять ее жизнь за грехи Тангейзера. Влюбленный в нее Вольфрам тщетно пытается удержать женщину. Появляется Тангейзер и рассказывает, что Папа Римский вынес свой приговор: как не зацветет в руках его посох, так и не будет никогда ему прощенья.

Приближается траурное шествие с известием о смерти Елизаветы. Тангейзер, узнав о жертве любимой, умирает. Хор пилигримов сообщает о чуде: папский посох зацвел, Тангейзер прощен.

 

 

 

 

Видео