ГоловнаНовиниНовини за Лютий 2020Вечір «Перлини світового балету» буде присвячено пам’яті В’ячеслава Ушеренка

11 Лют.

Вечір «Перлини світового балету» буде присвячено пам’яті В’ячеслава Ушеренка

Вечір «Перлини світового балету» 13 лютого буде присвячено пам’яті В’ячеслава Ушеренка, який багато років працював художником зі світла в нашому театрі. Він пішов з життя після важкої хвороби 28 грудня 2019 року.

В’ячеслав Ушеренко працював в Одеському оперному театрі з 1968 року – після закінчення навчання в театрально-художньому училищі, а до того проходив практику в Театрі на Таганці, БДТ і театрах Прибалтики.

Спеціальне ессе до вистави написав відомий піаніст і диригент, колишній художній керівник нашого театру Борис Блох. Наводимо його повністю мовою оригіналу.

«Ровно год назад, в день своего рождения, я прилетел в Триест на спектакль Одесского театра оперы и балета. Давали «Князя Игоря» в постановке Станислава Гаудасинского, пели хор и солисты Одесской оперы, а оркестром местного оперного « Teatro Verdi» дирижировал Игорь Чернецкий. Техническая часть также состояла из одесситов, и художник по свету Вячеслав Ушеренко приехал в Триест на эти гастроли. Погода стояла чудесная, какая часто бывает в феврале в Италии, (и в Одессе). Следующий день, 13 февраля, был для всех выходным, и мы со Славой пошли гулять вдоль моря, как мы порой это делали и в родной Одессе. Меньше всего я мог предполагать, что ровно через год, 13 февраля, в родном театре Славы будут посвящать спектакль памяти Вячеслава Ушеренко, а я буду писать эти строки.

Наверное, совпадение, что театр выбрал именно этот спектакль – «Жемчужины мирового балета». Он был моей первой премьерой на посту художественного руководителя, которая состоялась 18 февраля 2015 г. В принципе это мог быть любой спектакль, так как Слава был художником по свету всех без исключения спектаклей театра вплоть до последней премьеры, оперы Верди «La Traviata», состоявшейся 9 и 10 ноября прошлого года. Для светового оформления этой оперы, по желанию режиссёра-постановщика Евгения Лавренчука, была приглашена гостья Наталия Гара. Славе все равно приходилось и для этого спектакля много трудиться, ведь он также являлся многолетним начальником осветительного цеха, сменив на этом посту очень им уважаемого Николая Петровича Орашкевича.

Слава Ушеренко начал работать в театре с 1967 года, ему тогда было 16 лет, и его более чем 50-летний стаж работы в одном театре, наверное, достоин записи в книге рекордов Гинесса. Сказать, что он в театре работал, это ничего не сказать или просто обозначить место нахождения его трудовой книжки. Он театру отдавался, он свою работу обожал, он был театру предан, как были преданы Большому театру Александр Мелик-Пашаев, Борис Покровский, Сергей Лемешев, Галина Вишневская, Киевскому театру - Лев Венедиктов, Виктор Гонтарь и Евгения Мирошниченко, Мариинке – Ирина Богачева, Алла Шелест, Наталия Дудинская и Константин Сергеев. Слава мог провести в театре целый день и полночи, если этого требовала работа, а уже на следующее утро быть опять в театре.

Получив хорошее профессиональное образование в Одесском театрально-художественном училище, он изначально обладал тонким художественным вкусом и безошибочным театральным инстинктом. Кстати, он учился и на актерском отделении Ярославского театрального училища. Он мне рассказывал, что в детстве очень много читал. У его приемных родителей - Слава рос и воспитывался в еврейской семье Исая Абрамовича и Нины Иосифовны Ушеренко,- была прекрасная библиотека, ребёнок часто оставался наедине с книгами, которые несомненно как развивали воображение, так и воспитывали вкус. Он часто ходил на генеральные репетиции и спектакли Одесского театра музыкальной комедии, где светом заведовал мой родной дядя, мамин брат Лев Борисович Колтынюк. Много лет спустя мы вспоминали со Славой, что, оказывается, не зная друг друга, но будучи ровесниками, бывали на тех же самых генеральных репетициях, (сдачах спектакля, как их тогда называли), в легендарной одесской оперетте тех лет. Не так давно, в ТЮЗе, находящемся в здании на Греческой, где раньше был Одесский театр музыкальной комедии, состоялись гастроли Нонны Гришаевой. Она играла в пьесе Зорина «Варшавская мелодия». Слава был на этом спектакле и уже со своим приобретённым театральным опытом поразился: как же они умудрялись на этой крошечной сцене без арьерсцены, с двумя кулисами ставить такие блестящие, яркие и технически изобретательные спектакли!

У Славы был, как я уже сказал, настоящий вкус, и начиная с моей первой премьеры в театре в качестве дирижёра -постановщика оперы Чайковского «Орлеанская дева» в 1994 году, я советовался только с ним, и доверял только ему. Помню, замечательный киевский режиссёр Ирина Молостова, которую театр пригласил поставить новую «Орлеанскую деву» для гастролей в Италии (старая постановка Г.И. Дикого уже не вписывалась в современную театральную эстетику) иногда обижалась на меня, когда я ставил под вопрос некоторые ее решения. Она мне говорила: ну хорошо, спросите Ушеренко, он же для вас «царь и бог». И она была права- советы Славика нельзя было переоценить. Чего греха таить, Слава нарисовал картинку, какая ему виделась подходящей для первого действия, и я с ней пошёл к нашему художнику, незабываемой Наталье Михайловне Бевзенко-Зинкиной, чтобы направить ее воображение именно в это русло. И надо отдать ей должное, она сразу поняла, приняла и развила эту идею. А какой впечатляющей получилась финальная сцена сгорания Иоанны д’Арк на костре! В Генуе, где состоялась премьера Одесской «Девы», Слава и Света Каганович долго искали имеющиеся в Teatro Carlo Felice световые проекции, пока нашли ту, что Славу удовлетворила, и эта сцена сожжения окончательно покорила итальянских меломанов. То же самое произошло и с постановкой «Сельской чести» в конце сезона 1994-95 в Одессе. Слава долго искал и, наконец, нашёл желаемый имидж для спектакля, убедил в своём видении Наталью Михайловну. Сценография спектакля получилась захватывающей и убедительной.

И ещё не раз я призывал на помощь Славу, когда ставил как дирижёр спектакли в других театрах, например, «Каменный гость» в Риме, «Жизнь за царя» в Перудже, «Скупой рыцарь» в Нижнем Новгороде. И когда он вникал в развитие действия, его фантазия, казалась неиссякаемой, новые идеи у него рождались одна за другой. Я помню, как однажды мы с ним стали фантазировать на тему «Пиковой дамы». Слава постепенно вошёл во вкус и начал сочинять одну мизансцену за другой. Я умолк и только слушал, как стильно, глубоко и при этом оригинально бурлила его фантазия! Не будучи музыкантом, он чувствовал музыку очень тонко и именно театрально: он был плоть от плоти человек театра! И когда я ему сказал, Слава, начни сам ставить оперы! Ты можешь! Он только улыбался, пожимал плечами и отшучивался. У него была какая-то болезненная скромность, он даже не дослужился до звания «заслуженного деятеля» или хотя бы « заслуженного работника культуры».

Но не меньше оперы, Слава любил балет. Как он мне говорил: « я балерин по пяткам узнаю»- это было у него врождённое качество, помноженное на безошибочный вкус и знание изнутри балетной специфики. Не зря с ним любили работать все балетмейстеры, ставившие балеты в Одессе: Чернышёв, Виноградов, Смирнов-Голованов, Рыженко, Меркурьев, Кон. Да и режиссеры - Титель, Гаудасинский, Почаковский, Александров, короче, все кто сами обладали хорошим вкусом и умели оценить настоящего специалиста своего дела, на которого они могут с уверенностью опереться в работе над новым спектаклем.

Как-то Слава, влюблённый в свой театр, мне сказал, что мечтает, чтобы зритель тоже увидел красоту зрительного зала так, как ее можно увидеть только со сцены. Так родилась идея проекта « Силуэты зала. Взгляд со сцены», который мы осуществили дважды. Первый раз в рамках «Рождественского фестиваля» 9 января 2016 г. и второй раз совсем недавно, когда Генеральный директор театра Надежда Матвеевна Бабич пригласила нас со Славой сделать такой театрально-световой проект 31 августа 2019 в рамках фестиваля «Бархатный сезон в Одесской опере».
Воплощение этой мечты и стало его лебединой песней в театре, которому он служил беззаветно и бескорыстно. Заменить его будет невозможно. И не потому, что другие хуже, а потому, что таких как он больше нет.

Борис Блох».

У вечорі, що відбудеться 13 лютого, глядачі також вперше побачать солістку балету Ларису Грицай в партії Фанні Черріто. Вона танцюватиме в Pas de Quatre Цезара Пуні разом з заслуженою артисткою України Ольгою Рожевіч, Аліной Шараю та Анастасією Черняк.

Диригент – заслужений артист України Ігор Чернецький.  

Фото Юрія Литвиненка

Архів