ГоловнаРепертуарАрхів«Життя і сцена»Народний артист Анатолій Капустін. Текст Валентина Макисменка

Народний артист Анатолій Капустін. Текст Валентина Макисменка

Публікується мовою оригіналу. Стиль і орфографія - авторські.

Анатолий Трофимович гордостью говорит, что происходит из донских казаков. Он родился в городе Сальске Ростовской области 13 февраля 1939 года. С раннего детства слушал русские и украинские народные песни, которые пел отец. На одарённость мальчика обратил внимание учитель немецкого языка и посоветовал пойти во Дворец пионеров обучаться пению. Анатолий последовал совету и поступил сразу в два кружка – вокальный и танцевальный (не отсюда ли его пластичность, лёгкость движений, сохраняющаяся по сей день?).

Так начинался его путь к искусству. Потом была армейская самодеятельность (через неё прошли в разные годы сотни будущих профессионалов, для примера, назову лишь двух теноров – Ивана Козловского и Сергея Лемешева).

После службы в армии Анатолий поступил на подготовительное отделение Новочеркасского политехнического института, но вскоре почувствовал, что это не его путь, оставил технику и поступил в Винницкое училище культуры на хормейстерское отделение (там не было вокального отделения). Юноша мечтал о сольном пении. Он едет в Одессу, прослушивается в местном Музыкальном училище, куда его приняли сразу на третий курс в класс известной певицы и педагога Фаины Васильевны Ратмировой. Параллельно с учёбой Анатолий проходит конкурс в Украинский музыкально-драматический театр и с 1962 по 1968 год работает его артистом.

Он с благодарностью вспоминает уроки актёрского мастерства, полученные на спектаклях с участием корифеев театра и молодых коллег И. Твердохлиба, Г. Бабенко, С. Шиманской, А. Луценко, В. Туз других артистов. Ему здесь приходилось не только играть и петь, но и танцевать (любопытно, что среди его ролей в этом театре была даже одна чисто… танцевальная).

С 1966 по 1971 год Капустин - студент консерватории по классу Зинаиды Ивановны Тарасовой-Добродеевой, в прошлом (1936 - 1954) солистки Одесской оперы. К слову, она - воспитанница Одесской консерватории, где обучалась у Виктора Алексеевича Селявина и Ольги Николаевны Благовидовой. Зинаида Ивановна говорила Анатолию: «Я хочу научить Вас правильно петь, чтобы Вы пели долго». Ей это удалось – вот уже около четырёх десятилетий Анатолий Трофимович успешно исполняет «кровавый» репертуар драматического тенора. Его творческое долголетие можно сравнить в истории украинского оперного искусства разве что с долголетием Юрия Степановича Кипоренко-Доманского. И ещё одно роднит его с выдающимся тенором: по их вине не был отменён НИ ОДИН спектакль за долгие десятилетия певческой деятельности.

Ещё в консерваторские годы Анатолий спел свой первый спектакль (в оперной студии вуза) – «Мадам Баттерфляй», заслужив одобрение профессора, народного артиста УССР Николая Дмитриевича Покровского, который провидчески написал: «Желаю Вам петь не только в нашей стране, но и далеко за её пределами» - впереди будут Англия, США, Италия, Китай, Венгрия, Румыния, Испания, Болгария, Ливан, Греция, Бельгия, Шотландия, Япония, Финляндия…

Но вернёмся к хронологии. В одном из спектаклей Украинского театра Капустина увидел известный режиссёр музыкального театра Матвей Абрамович Ошеровский и пригласил талантливого молодого человека в одесский театр Музыкальной комедии. Анатолий пять лет работал в одном из лучших в то время в своём жанре театров тогда большой страны. Его университетами стали спектакли с участием Михаила Водяного, Юрия Дынова, Маргариты Дёминой, Евгении Дембской, Людмилы Сатосовой, Виктора Алоина, Семёна Крупника и других больших мастеров жанра…

У Капустина было здесь много ролей, из которых выделю Ивана Голубничего в «визитной карточке» одесского театра Музыкальной комедии «На рассвете». Но, конечно. певца-актёра особо интересовали герои классических оперетт. Он воплотит образы Эдвина, Баринкая, Мистера Икс и др. Капустин был признанным артистом оперетты, но мечтал об опере. И здесь его ожидал классический Его величество Случай.

В оперном театре срывался из-за болезни исполнителей партии Пинкертона спектакль «Мадам Баттерфляй» (впрочем, тогда эта опера Пуччини у нас шла почему-то под «демократичным» названием «Чио-Чио-сан»). Кто-то случайно вспомнил, о спектакле оперной студии консерватории и об Анатолии Капустине, исполнявшем партию тенора. Капустин выручил театр. И следующий спектакль этой оперы тоже выручал Капустин. В этом спектакле заглавную партию исполняла в ранге гастролёра к тому времени уже обладавшая почётным званием Галина Поливанова. Она выразила опасение – сможет ли артист театра оперетты справиться с партией Пинкертона. Оказалось, что ко всеобщему удовольствию смог и весьма достойно.

В это время главный дирижёр театра оперы и балета Борис Ефимович Грузин вынашивал план постановки «Пиковой дамы», а в театре не было молодого певца, который смог бы исполнить партию главного героя. И тогда Грузин обратился к Капустину с предложением подготовить за неделю первую картину этой оперы Чайковского. Анатолий с помощью супруги-концертмейстера сумел это сделать. И вскоре сложная партия Германа была им успешно выучена полностью (перед её трудностями в своё время отступил сам Марио дель Монако). Премьера в Одесском театре оперы и балета прошла с большим успехом, и у молодого певца вскоре образовался круг почитателей его таланта, что случается не так уж часто.

Каковы слагаемые его успеха? Конечно, прежде всего это голос полного диапазона с уверенным верхним регистром, обычно уязвимым у теноров, особенно драматических. Капустин и сегодня поёт достаточно свободно и слушателям не приходится волноваться за него даже в самых «опасных» местах любой партии. Голос певца тембрально красив. Важную роль в успехе артиста играют его высокий рост, пластичность, даже чисто физическая сила артиста. Он свободно выполняет, если не ошибаюсь, придуманную Козловским мизансцену финала первого акта «Мадам Баттерфляй» – в порыве страсти Пинкертон подхватывает на руки Чио-Чио-сан и уносит в дом. Зрители обычно здесь аплодируют артисту за лёгкость и красоту исполнения.

К слову, аналогичная мизансцена есть и в финале второго акта «Кармен»: Капустин-Хозе с героиней на руках устремляется в горы, навстречу свободе. Алиса Джамагорцян говорила: «Рядом с таким Хозе моя Кармен наполнялась особой глубиной чувств». Кстати, исполнительницы партии Кармен отмечали и тактичность Капустина – артиста. В конце третьего акта в сцене «схватки» героев Капустин оставался неизменно бережно корректным по отношению к исполнительницам партии-роли главной героини оперы Бизе, в отличие, например, от солиста Большого театра П., который оставлял синяки на руках одесских партнёрш и гордился своим темпераментом, а по сути грубостью. (Интересно, позволял ли он себе подобное на спектаклях с именитыми певицами в Москве и в «дальнем зарубежье»).

Партнёрши Капустина чтили и чтут его такт, неизменную заботу. Они любят певца-артиста. Мне запомнилось, как была огорчена Раиса Сергиенко, когда для бенефисного спектакля ей предложили в партнёры другого тенора. Человек тактичный, она колебалась, но в конечном счёте сумела сделать так, что пел с нею Капустин. Признаюсь, что я в известной мере помог ей набраться смелости попросить руководство о замене партнёра. Бенефис прошёл успешно.

У Капустина было много интереснейших партнёрш. Назову только нескольких, ограничившись самыми выдающимися, удостоенными высших почётных званий. Нинель Ткаченко (Тоска, Аида, Люба, Лиза). Ирина Богачёва (Графиня, Марина). Мария Биешу (Лиза, Иоланта, Чио-Чио-сан, Леонора), Ирина Архипова (Графиня).

В его репертуаре не только мировая классика – Каварадосси, Хозе, Ричард Варвик, Манрико, Радамес, например, но и современные герои – Семён Котко в одноименной опере Прокофьева. Капустин отлично освоил непривычную для многих вокалистов прокофьевскую интонацию и был сценически органичен. Александр Меньшиков в опере Ан. Петрова «Пётр 1». Сотник в «Вие» В. Губаренко. Сиятельный князь Михаил Воронцов в опере А. Красотова «Михаил Воронцов». На фестивале в Эдинбурге Капустин исполнил, кроме Германа, партию Шатоляра в опере Сергея Слонимского «Мария Стюарт». Если говорят, что Герман определил творческую судьбу Капустна, то вершиной её стал Отелло. Труднейшая партия. В своё время, даже заказав костюмы для этого вердиевского героя, от Отелло отказался сам Карузо (здесь, естественно, нет попытки соизмерения талантов). Капустину было трудно даже чисто физически – на его Отелло пришлось ПЯТЬ исполнительниц партии Дездемоны. Он вообще очень вынослив. Например, в международном фестивале, выручая организаторов, пел по три спектакля кряду – «за себя и за того парня». В театре коллеги шутят: «И один в поле воин, если это Капустин».

Редкое качество Капустина – быть убедительным в разноплановых партиях-ролях. Если, например, Лёнька в опере «В бурю» Т. Хренникова, казалось бы, был создан в расчёте на певца-артиста Капустина, но как естественен тот в роли антипода этого героя – Антонова. То же и в классической опере. Например, Капустину равно подвластны героический Радамес и безвольный Король в «Орлеанской деве», венценосные герои разных эпох и сельский парень Туридду, романтичный граф Водемон и лукавый царедворец Шуйский, герой-любовник боярин Андрей Хованский и беглый проходимец Гришка Отрепьев… Сравнительно недавно в его репертуаре появились оруженосец Норман в «Лючии ди Ламмермур» и император Альтоум в «Турандот». Певец жаден в работе. Немного новых теноровых партий - он осваивает партию Пролога в «Паяцах» (есть любопытный исторический пример: баритоновый Пролог пели такие тенора, как Карузо, дель Монако, Доминго).

В украинской классике Капустин создал галерею образов парубков - Андрей в «Запорожце за Дунаем», Петро в «Наталке-Полтавке», Андрей в «Катерине».

У народного артиста Украины А. Т. Капустина большой послужной список. И тем не менее, его потенциал не исчерпан. Он мог бы спеть Садко и Левко, Гвидона и Тучу, Баяна и Финна, Берендея и Князя (в «Русалке»), Флорестана и Рауля, Тангейзера и Шенье… Конечно, справедливо говорят, что «всё спеть невозможно», но приятно осознавать, что мастеру по силам многое.

Успеху артиста во многом способствует его человеческая доброта, благожелательность. Вспоминается премьерный спектакль «Евгения Онегинна» (к слову, в нём Татьяну пела Татьяна Анисимова, вскоре она стала народной артисткой Украины, солисткой столичной оперы ). Ленского - музыкально, проникновенно, но не без робости исполнил юный артист Константин Котельников. Капустин нашёл добрые слова, ободрившие дебютанта, который вскоре спел в столичном оперном театре Молдовы Герцога в «Риголетто», Альмавиву в «Севильском цирюльнике» в Мариинском театре, около двух десятков партий в Михайловском театре Петербурга. Константин стал лауреатом Международного конкурса. Свою роль в этом сыграла своевременная поддержка маститого музыканта.

Мне случайно довелось присутствовать на репетиции «Паяцев», когда вводился на роль Канио другой исполнитель. Капустин искренне хотел помочь коллеге освоить образ героя, одного из лучших в его собственном репертуаре.

Он вводил одновременно двух молодых певиц в «Аиду». Мне кажется, что Капустин мог бы быть и в театре, и в оперной студии консерватории, как говорили когда-то, «учителем сцены».

…Театральное общество проводило вечер памяти Р. М. Сергиенко. Капустин пришёл в Дом актёра (который тогда ещё существовал) один, без концертмейстера: все они были чем-то заняты. Извинившись перед собравшимися, Анатолий Трофимович предложил спеть арию Каварадосси …а-капелла. И успешно спел её, заслужив аплодисменты не только за вокальный талант, но и за сердечность. Перед вторым номером встала скрипачка симфонического львовского оркестра, случайно оказавшаяся в зале, Алла Михайловна Семенцова. Она сказала, что никогда не выступала как пианистка, но ей больно, неловко перед певцом. Арию Петра из «Наталки- Полтавки» они исполнили вдвоём…

Для вечера памяти Маргариты Ивановны Дёминой Капустин поставил для себя и артистки театра Музыкальной комедии Галины Очеретиной картину из «Аиды».

Он благодарный и благородный человек. Когда ушла из жизни 92-летняя Зинаида Ивановна Тарасова-Добродеева, из всех артистов, педагогов, учеников её провожал один человек – Анатолий Трофимович.

Он принял бескорыстное участие в вечере памяти Татьяны Ивановны Шмыги, который проводило Театральное общество вскоре после трагической смерти Леди жанра… Его участие украсило и программу в честь Юрия Зиновьевича Дынова.

А. Т. Капустин безвозмездно систематически выступает с хором ветеранов, которым руководит В. В. Ульяш…

Всех его добрых дел не перечесть. Хочется упомянуть о некоторых фактах признания многогранной деятельности певца. Он участник, кроме знаменитого Эдинбургского фестиваля, фестивалей «Золотая корона» и «Варненское лето». А. Т. Капустин - лауреат фестиваля Духовной музыки, кавалер ордена «За заслуги». Высокое признание – автограф самой Марии Биешу: «Толя, ты просто БРАВО!». А приглашение одесского тенора известным тенором Грайром Ханеданьяном на свой персональный фестиваль. Есть и другие лестные знаки внимания.

Но главная награда – преданная многолетняя любовь слушателей, уважение коллег.

Валентин Максименко   


Видео

    Грудень, 2016

    ПнВтСрЧтПтСбНд
       12345678910111213141516171819202122232425262728293031