HomeMediaMedia for May 2013«Afisha Odessy»: The Firebird and the Rite of Spring

24 May

«Afisha Odessy»: The Firebird and the Rite of Spring

June 2 will mark the premieres of two one-act ballets The Firebird and the Rite of Spring by Igor Stravinsky within the framework of the International Odessa Opera Arts Festival. Music by Stravinsky has never been played in the Odessa Opera before. (Published in Russian).


В рамках Международного фестиваля искусств, в Оперном пройдет премьера двух одноактных балетов Игоря Стравинского «Весна священная» и «Жар-птица». Стравинский — один из самых оригинальных композиторов XX века — прозвучит в нашем театре впервые.

Появление в репертуаре произведений этого композитора — знак качества для театра. От оркестра музыка новатора Стравинского требует мощи и слаженности, от балетной труппы — тонкой музыкальности, а для дирижера исполнение «Весны священной», которая в этом году отмечает свой столетний юбилей, до сих пор считается вершиной мастерства.

Замысел балета «Весна священная» пришел к композитору во сне. Он увидел картинки языческой Руси, некий ритуал: старцы сидят в кругу и наблюдают танец прекрасной девушки, которую они принесли в жертву богу весны. Это обрядовое действие и стало темой нового балета Стравинского. Объединение в один вечер «Весны священной» и «Жар-птицы» неслучайно — тема последнего балета еще более загадочна. «Жар-птица» написана композитором по мотивам русских народных сказок о Жар-птице, а действие происходит… в царстве Кощея.

Репетирует премьеру одесский балетмейстер Георгий Ковтун, успевший поставить более трехсот спектаклей в разных театрах мира. В том числе и в одесской Музкомедии, и в Русском театре Ковтун поставил несколько мюзиклов и рок-опер, а вот в Оперном театре режиссер не ставил уже давно, хотя отношения с театром у него… любопытные. О них говорит так:

— Я начал работать в Оперном еще в 1966 году — пришел в балетную труппу. Потом, правда, меня выгнали — я носил крест, а в то время это было чуть ли не преступлением. Я уехал из Одессы, работал в Москве, Казани, Киеве, Европе, много ставил в Мариинском и Михайловском театрах в Петербурге. В родной Оперный меня почему-то не звали. Но когда я приезжал в Одессу, «крутился» возле Оперного — всегда хотел сюда «прорваться». И вот теперь я возвращаюсь сюда.

Балеты Стравинского «Весна священная» и «Жар-птица» — произведения новаторские. Музыка, сочетающая в себе русский фольклор и европейский модернизм, от хореографии требует таких же необычных решений. Для танцовщиков этот спектакль — испытание. На репетиции они напряжены: режиссер требовательный и жесткий, оттачивает каждое движение, требует оттанцовывать каждую ноту. Важно добиться гармонии между оркестром и танцовщиками, а в случае с произведениями Стравинского задача это очень непростая.

«Для этих балетов артист должен быть в хорошем смысле слова напичкан разной техникой — от классики до акробатики. Чем больше его танцевальный словарь, тем лучше», — говорит Георгий Ковтун. И тут же добавляет, что в его хореографии будет много необычного: «Если мне нужна акробатика, я буду ее использовать. Понадобится народный танец — и его задействую, причем это будет гармонично сочетаться с классической пальцевой техникой. Все краски, которые мне нужны, сегодня находятся в балетной труппе одесской оперы». 

Текст Дарья Слободяник, фото Оксана Канивец